Проблемы изучения русского языка

23.01.2019

Проблемы преподавания русского языка в современной школе

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.

По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке».

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги.

Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).

Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в парах и малых группах. Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи: познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации ребенка в сообществе.

В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку в последние годы стало популярным активное внедрение в учебный процесс технологии критического мышления, сущность которой заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Основа данной технологии — трёхфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия), которая повторяет процесс восприятия информации.

Стремительно нарастает объём изучаемого материала и его теоретический уровень. Метод заучивания, текстуального запоминания порождает отрицательное отношение к учению. Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в блоки и опорные конспекты, появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого материала без перегрузки учащихся.

Большая роль в развитии интереса к урокам русского языка отводится подбору дидактического материала, чтобы он был воспитывающим, доступным, интересным, занимательным.

Неотъемлемой частью современного образовательного процесса и современного урока стали информационно-коммуникационные технологии. Сегодня педагоги имеют возможность применять на уроке самые разные медиасредства: компьютер, проектор, экран, интерактивную доску, обучающие программы. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников сегодня является метод проектов.

Проект - это деятельность одного ученика или группы, в которой обучающиеся самостоятельны и активны на протяжении всего цикла, сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей. Завершается работа над проектом вполне реальным, осязаемым практическим результатом.Хочу такой сайт

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Психологи утверждают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. На уроках русского языка необходимо применение дидактических игр.

Особой популярностью пользуются нетрадиционные уроки, уроки-праздники: активны все учащиеся класса, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом.

Уже несколько лет коллектив нашей школы разрабатывает компетентностные подходы к содержанию оценочного акта педагога. Считаем, что главное при компетентностном подходе – приближение ученика к самооценке, рефлексивной оценке собственной деятельности.

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение ребенка в развитии ключевых компетенций.

Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.

 

Чтобы урок был интересным, мы придерживаемся следующих правил:

ü   положительный эмоциональный настрой, с улыбкой легче решать проблемы;

ü   главный на уроке – ученик, и он должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают;

ü   учитель должен не столько учить, сколько помогать школьнику учиться;

ü   учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития и активизации познавательной деятельности ученика.

 

Так не будем же забывать, что на уроке жизнь ребенка продолжается!

И в наших силах сделать эту жизнь счастливой!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-928-803-98-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».